На сегодняшний день позитивные изменения в системе образования страны повышают значимость дополнительного образования. Организации дополнительного образования продолжают мотивировать детей и подростков к творческой деятельности, к самообразованию. С этой целью в стране реализуются новые реформы, направленные на совершенствование системы дополнительного образования. Благодаря новой системе каждый ребенок получит возможность получить электронный ваучер на бесплатное участие в одной кружке или секции.
С июня текущего года в Шымкенте запущен пилотный проект. Кроме того, данный проект реализуется в городах Астана, Караганда, Атырау, Актобе и Кызылорда.
До этого со стороны родителей часто поднимались такие системные вопросы, как непрозрачность очереди, отсутствие контроля за качеством услуг, дублирование заявок. Новая система направлена на предотвращение этих пробелов. Теперь финансирование будет осуществляться только в том случае, если ребенок действительно посещал занятия. Посещение каждого занятия регистрируется на цифровой платформе, которую родители должны подтвердить со своей стороны.
Дети делятся на 12 социальных категорий, каждая из которых контролируется индивидуально. В случае, когда по-прежнему один ребенок получает льготы, исключение из очереди других родителей уже не происходит. Весь процесс осуществляется в электронном виде, и родители могут открыто видеть ход очереди.
В рамках пилотного проекта, направленного на совершенствование системы дополнительного образования в городе Шымкент, выявлен ряд системных проблем. Например, до этого один и тот же ребенок одновременно регистрировался в нескольких кружках и даже у двух разных поставщиков продуктов, что позволяло ему получать услуги вместе с двумя разными ваучерами. То есть один ребенок одновременно состоял на учете на двух местах и получал одинаковые услуги как в государственных, так и в частных центрах.
Ярким примером беспорядка в этой системе является то, что в городе один и тот же ребенок ходил в семь разных кружков одновременно. В результате таких повторных регистраций стало известно, что сейчас в городе на двойном учете состоят 25 тысяч детей. Эта ситуация негативно отразилась на эффективном и справедливом расходовании бюджетных средств.
Теперь этот вопрос реализуется по принципу «Один ребенок – один ваучер – одно место». Таким принципом открывается путь к эффективному и прозрачному управлению выделяемыми государством средствами. Кроме того, у каждого ребенка есть возможность следить за тем, что он учится в одном конкретном кружке и действительно ходит в этот кружок. Это важный шаг в обеспечении справедливости и прозрачности в сфере дополнительного образования.
Кроме того, требования к поставщикам продукции, предоставляющим дополнительные образовательные услуги, четко определены в приказе пилотного проекта в виде специального алгоритма. Если поставщик продукции полностью соответствует этим требованиям, он направляет официальное уведомление в соответствующий государственный орган – в случае города Шымкент-это городское управление образования. Далее мониторинговая группа проверяет объект и определяет соблюдение всех требований. Если требования полностью соблюдены, уже на следующий день поставщик может начать свою работу.
Сейчас в Шымкенте управлением образования, культуры и спорта зарегистрировано 344 поставщика продукции. В связи с запуском пилотного проекта этот показатель может увеличиться. Однако основное внимание будет уделено качеству услуг. Любой поставщик продукции, отвечающий требованиям, указанным в приказе, может начать свою деятельность в любое время. Главное – дать детям качественное и безопасное образование.
Служба дополнительного образования – государственная услуга. То есть эта деятельность должна осуществляться непосредственно государственным органом. Однако в современной практике услуги в этой сфере в основном осуществлялись через частные информационные системы. В целях устранения этого пробела по поручению правительства начата работа по совершенствованию национальной образовательной базы данных. На начальной стадии пилотного этапа регионы будут продолжать работать через уже действующие информационные порталы. Однако до конца года или в середине следующего года эта услуга будет полностью интегрирована в государственную систему – национальное образование.
Сегодня в каждом регионе страны строится большое количество крупных спортивных комплексов и центров дополнительного образования. Такие объекты имеют возможность одновременно принимать от тысячи до двух тысяч детей. Они активно работают в рамках государственного творческого и спортивного заказа. В Шымкенте есть поставщики продукции с такой мощной инфраструктурой. Таким образом, через пилотный проект предусматривается обеспечение системности, справедливости и прозрачности в сфере дополнительного образования.