Древнее казахское национальное шитье «құрақ көрпе» (лоскутное ватное одеяло) и «ою көрпе» (одеяло с узорами), сейчас в тренде. Эти изделия были частью традиционного казахского быта. Пэчворк или лоскутное шитье (пэчворк) было сугубо утилитарным занятием, когда неимущие люди были вынуждены изготавливать необходимые вещи из обрезков материи.
В городе Шымкент достаточно женщин, которые превратив «қыз жасауы» в бизнес, и дают другим работу. Одна из них — Динара МЫРЗАБЕКҚЫЗЫ. Этот бизнес она начала случайно в 2020 году. Динара с детства не шила и не вязала крючком. Просто была вынуждена продолжить дело своих родителей. Сегодня она видит результаты своей работы.
«Мой отец Мырзабек Абжанович и мама Эльмира Тортаевна всю жизнь занимались торговлей. Никогда не думала, что начну такое дело. Одна женщина, которая влезла в долг, обратилась за помощью к моим родителям. Тогда папа продал свою машину и закрыл ее долги. Оказывается она занималась пошивом «қыз жасауы». В качестве компенсации она научила шить «құрақ көрпе». Так, мои родители приступили к этому делу. Однако в 2020 году был объявлен карантин, и все в стране остались дома, многие заболели covid. Эта болезнь не обошла стороной и моих родителей. Тогда мы с братьями начали вести этот бизнес. В начале не понимали как работать с аппаратами. Со временем я освоила все. Было время, когда мы с мамой не успевали к заказу. К счастью, теперь наши ряды наполнены мастерицами», — говорит Динара.
Лоскутное шитье в казахском понимании носит название «құрақ». Это вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда — фактурой.
Сегодня любой может купить или самостоятельно сшить одеяло или накидку на диван, кресло и этот предмет декора станет атмосферной деталью интерьера. Сшить из разных лоскутов одеяло умеет не каждая женщина или они не хотят шить құрақ көрпе на приданое для своей дочери в домашних условиях. Из-за этого в стране развивается этот бизнес.
По словам нашей героини, при подготовке «қыз жасауы» очень помогают аппараты. Он экономичен по времени и имеет ровные швы. Его сшивают специальным аппаратом с резьбой. А орнаменты делают с помощью лазерного аппарата. Сначала выполняется гравировка на компьютере,затем лазерная гравировка. Оверлок может играть важную роль в шитье одеяльца, поскольку он помогает качественно обработать края изделия.
Сейчас этим бизнесом занимается вся семья. Даже зятья помогают. Кудаша Баян вносит свой вклад в рекламу и набирает клиентов через таргет в социальных сетях. Кроме того, она наняла еще десять человек. Среди них есть и студентки. Рабочий график с 9.00 до 18.00 часов. Есть те, кто приходит в ночную смену в качестве подработки.
Женщины, которые шьют «құрақ көрпе» могут работать дома. У каждого изделия есть свою цена.
«К примеру, каждый экземпляр құрақ шьют за 75 тенге. На одно лоскутное одеяло уходит 96 штук в зависимости от размера. Внутри помещается 4-4, 5 килограмма хлопка. Таким образом, цена одного 3D-одеяла оценивается в 16 тысяч тенге. Правда, и традиционное рукоделие в наш век тесно переплетается с новыми технологиями. Например, на 3D көрпеше внутри орнамента вставляется паралон, на подкладке пришивается ткань. Мастерицы шьют көрпе как привычными, знакомыми с детства узорами, так и придумывают свои, новые способы украшения полотна. Есть традиционные узоры «жұлдыз» (звезда), «қошқар мүйіз» (бараний рог), «бота көз» (глаз верблюжонка), а есть плоды фантазии современных мастериц, к пример, «Версаче». И блоки современных мастериц отличаются от тех, что шили наши бабушки. Кроме того, будут сформированы ши құрақ, погон құрақ, тамбур құрақ. В последнем ткань вышивается наоборот, без резьбы по поверхности. Все это востребовано. Зависит от лайков клиента», — говорит предпринимательница.
Матери Динары Эльмире Кудабай — 53 года. Она нацелена на дальнейшее развитие этой профессии. По ее словам, воображение мастериц, занимающихся құрақ көрпе, позволяет воплотить свои фантазии, ведь лоскутки можно складывать в тысячи рисунков и орнаментов. Ты держишься подальше от других гнусных мыслей. Кроме того, каждое одеяло, которое они получают, украшает дом и заставляет вас чувствовать себя подавленным.
«Я тот, кто нашел источник торговли. У меня еще есть искусство вязания. Начали шить «қыз жасауы» не задумываясь. Наш бизнес развибается. После болезни covid мое здоровье начало немного ухудшаться. Но благодаря хорошим мыслям и ежедневным движениям вы все забудете. Мастерицы работают с утра до вечера и получают зарплату. А при большом количестве заказов дополнительно оплачивается. Они зарабатывают до 250-300 тысяч в месяц, в зависимости от того, что они делают», — говорит тетя Эльмира.
Сейчас на «қыз жасауы» есть большой спрос не только в Шымкенте и Туркестанской области, но и в других регионах. Так, поступают заказы из Астаны, Алматы, Атырау, Актобе, Аягоз, Кызылорды и Караганды. Выходя замуж невеста приносит с собой приданое. Обязательными предметами приданного казахской невесты должны быть: большие одеяла (жымылги корпе), одеяла с узорами (ою корпе), матрасы для сидения (жер корпе), подушки (копшик), личная подушка (матрас) невестки шай-корпе с размерами 0,75 на 0,75 метра, на которой может сидеть только сама невестка, разливая во время чаепития чай гостям. Чем больше матрасов и одеял приносит с собой невеста, тем выше ее статус.
Құрақ көрпе заказывают те, кто купил или строил новый дом, или те, кто обновляет көрпе-көрпеше в своем доме. «Қыз жасауы» обойдется от 150 тысяч до 300 тысяч. Рассчитывается по весу хлопка, ткани, орнаменту, количеству «құрақ көрпе». Заказ будет выполнен в течение недели. В состав «қыз жасауы» входят: 6 құрақ көрпе, 6 көрпеше, 4 подушки, одеяло любви с двумя подушками, одеяло крестного отца.
Динара по специальности — дефектолог. Окончила Южно-Казахстанский государственный университет им.М. Ауэзова в Шымкенте. У нее трое детей. Сейчас она в декретном отпуске. Заниматься лоскутным шитьем она начала во время декретного отпуска. А теперь она хочет совместить бизнес со своей любимой профессией. А в будущем мечтает открыть огромный магазин. В казахском понимании лоскутное шитье означает то, что он нашел одеяло, то есть то, что он есть, то, что он есть, пусть растет, растет. С таким суеверием он готовил свое творение для замужней девушки. Если да, то пусть будет открыт сад каждой казахской дочери. Пусть не пропадают наши национальные ремесла, наша национальная идентичность.
Для казахского народа лоскутное шитьё имело символическое значение. «Құрақ» в переводе означает «скрепление». Скрепление новобрачных, соединение представителей разных семей и родов. Вышитые узоры выполняли не только функцию украшения, но и служили оберегом. Именно поэтому лоскутные изделия воспринимались как гарант благополучной жизни.